Романтические отбивные

15 МАРТА 2023
20:00 (МСК)
1000

Концерт в двух отделениях с антрактом

О концерте
Авторы программы «Ночь после Рождества» Богдан Королёк и Герман Мархасин возвращаются в ГРАУНД Солянку с концертом, посвященным эпохе романтизма. С этой эпохой связаны самые расхожие представления о мелодии и гармонии, музыкальной красоте и уродстве, облике музыканта (изможденный юноша, страстно извлекающий тысячу звуков в секунду) и его высокой миссии. На музыку XIX века ориентирован слух большинства людей, поэтому сочинения, созданные раньше и позже, воспринимаются трудно — зато с концертов, где играют романтиков, приятно выходить, «владея музыкальной культурой и лично зная Шульберта», как сказал бы персонаж картины «Волга-Волга».
Возможно, самое захватывающее в романтической музыке — то, как среди приятных слуху пассажей возникают неправильные ноты, удары и внезапные паузы, а твердая тональная почва уходит из-под ног.
Герман Мархасин
Концерт представляет ключевых персонажей эпохи с неожиданной стороны. Оперный мастер Джоаккино Россини появляется в качестве автора фортепианного цикла «Грехи старости»; у Россини заимствовано и название концерта «Романтические отбивные». Ференц Лист, который своей игрой отправлял светских дам в обморок, предстает как приверженец «тихих песен», в которых нет следа былой виртуозности и аффектации. Трон самого популярного композитора-пианиста эпохи, Фредерика Шопена, занимает его эксцентричный парижский визави Шарль-Валантен Алькан — мастер ударов и неправильных нот. Наш современник Юрий Красавин предстает продолжателем дела Алькана. В пьесах Листа откликается музыка его зятя Рихарда Вагнера. Старец Хельмут Лахенман из 2016 года передает привет им обоим: в нотах Marche fatale выставлены инициалы F. L., на марш отправлена вагнеровская героиня Изольда. Скрипичная монодия ленинградца Сергея Слонимского — пример романтической музыки ХХ века, одинокий, страстный и требовательный голос.
ПРОГРАММА
Первое отделение

Джоаккино Россини
«Романтические отбивные» для фортепиано из цикла «Грехи старости» (часть V «Альбом для подросших детей»)

Рихард Вагнер
«Прилёт чёрных лебедей», листок из альбома ля-бемоль мажор для фортепиано, WWV 95
Ференц Лист
«Рихард Вагнер. Венеция» для фортепиано, S.201
«Бессонница! Вопрос и ответ», ноктюрн для фортепиано по мотивам стихотворения Тони Рааб, S.203
Багатель без тональности для фортепиано, S.216a
«Во сне», ноктюрн для фортепиано, S.207
«У могилы Рихарда Вагнера» для фортепиано, S.202

Юрий Красавин
Круг песен для скрипки и фортепиано
1. Если ты меня покинешь…
2. На чужбине
3. Весёлый май
4. Старая колдунья
5. Застольная

Джоаккино Россини
«Маленький поезд удовольствия (комически-подражательный)» для фортепиано из цикла «Грехи старости» (часть VI «Альбом для умных детей»)


Второе отделение

Шарль-Валантен Алькан
Этюд фа мажор Allegro barbaro, op. 35 № 5
Избранные пьесы из цикла Эскизы, ор. 63
1. Видение
2. Стаккатиссимо
10. Упреки
11. Вздохи
12. Баркаролетта
16. Фантазия
21. Идущие на смерть приветствуют тебя
23. Саботьер
34. Противна чернь мне, чуждая тайн моих: благоговейте молча
36. Токкатина
39. Гераклит и Демокрит
41. Энгармонизмы
45. Бесы
48. Во сне

Сергей Слонимский
Монодия для скрипки соло (по прочтении Еврипида)

Хельмут Лахенман
Marche fatale для фортепиано

Шарль-Валантен Алькан
Прелюдия ля-бемоль минор «Песня безумной у моря», ор. 31 № 8

В программе возможны изменения
УЧАСТНИКИ
  • Герман Мархасин
    Фортепиано, куратор
    Лауреат международных конкурсов. Куратор (совместно с Богданом Корольком) и исполнитель циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Репертуар циклов — классика ХХ века, сочинения современных композиторов и малоизвестные пьесы эпохи романтизма. Выпускник Уральской специальной музыкальной школы, ученик профессора Алексея Букреева.

    В 2017—2022гг. приглашённый солист оркестра и концертмейстер театра «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге. Исполнял сценические партии в «Волшебной флейте» Моцарта и первой постановке «Пахиты» Красавина, участник российских премьер «Трёх сестёр» Этвёша и «Любви издалека» Саариахо. В качестве солиста исполнил «Карнавал животных» Сен-Санса с оркестром «Солисты Москвы» (дирижер Юрий Башмет, 2018 г.).

    Лауреат и дипломант состязаний, таких как «Дельфийские игры России», международные конкурсы «Браво!» (Несебр, Болгария), Klavissimo! (Екатеринбург), имени Марии Юдиной (Петербург). В дуэте с пианисткой Полиной Карелиной — победитель конкурса имени Юдиной и международного конкурса имени С.И. Савшинского (Санкт-Петербург), дипломант международного конкурса пианистов имени Станислава Нейгауза (Челябинск).

  • Кристина Курвиц
    Скрипка
    Концертмейстер, скрипач. Окончила Уральскую специальную музыкальную школу (педагоги М.Логиновская, И.Мезрина, Т.Виноградова). В настоящее время студентка Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс проф. Владимира Иванова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Артистка оркестра Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

    Концертмейстер группы вторых скрипок Всероссийского юношеского симфонического оркестра России под руководством Юрия Башмета, Камерного оркестра Московской консерватории (дирижер Феликс Коробов), симфонического оркестра-лаборатории Российской муниципальной академии Préfère (директор Александр Кушнарёв). В группе первых скрипок участвует в проектах оркестра «Новая Москва» (дирижер Даяна Гофман).

    Выступала в составе Концертного симфонического оркестра Московской консерватории (дирижер Анатолий Левин). Работала в Симфоническом оркестре Калужской филармонии (дирижер Василий Валитов). Была артисткой и приглашенным концертмейстером московского Leggiero Orchestra под руководством Джереми Уолкера. Выступала в Амстердаме, Женеве, Брюсселе, Милане, Вене, Берлине. Принимала участие в церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
  • Богдан Королёк
    Куратор
    Куратор, помощник руководителя балета и редактор Урал Оперы с 2016 года.

    Окончил Красноярский хореографический колледж, Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургский государственный университет. Работал артистом балета в театре оперы и балета Петербургской консерватории, затем редактором издательского отдела Мариинского театра.
    Сценарист балетов «Приказ короля» и «Конёк-горбунок» (с хореографом Славой Самодуровым, Урал Опера) и «Путеводителя по балету» в Пермской опере. Автор циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» (с Германом Мархасиным) и цикла «Музыка трудных времен» в Ельцин Центре (г. Екатеринбург).
    Соавтор антологии «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (М.: Новое литературное обозрение, 2014–2016 гг.). Автор публикаций в научных журналах, периодике, изданиях Большого и Мариинского театров.