СОЛО

Выставка МАСМ
12 ИЮЛЯ – 7 СЕНТЯБРЯ 2021
12:00 – 22:00
300
Билеты временно можно приобрести только на сайте
о выставке
ГРАУНД Солянка открывает в галерее-мастерской новое пространство — удивительной красоты белоснежный эркер, экспозиция которого будет посвящена современной академической музыке (new contemporary music).

Куратором первой программы, представленной в рамках проекта «Соло» стала Виктория Коршунова — директор Московского Ансамбля Современной Музыки.

Были выбраны все сольные композиции из Sound Review – первого в истории России обзора современной академической музыки после 2000-х годов. Организаторами выступили Союз композиторов России и «Фирма Мелодия», а воплотил в звуках — Московский Ансамбль Современной Музыки.

Sound Review, охвативший произведения самых разных стилевых моделей и техник – от минимализма до экспериментальной электронной музыки, являет собой репрезентативную выборку современных российских композиторов, в которой можно разглядеть ведущие тенденции эпохи.
Композиторы
Исполнители
ПРОГРАММА
Маленькое сотворение мира. Katjas gesang
для скрипки соло и электронной импровизации (2013)

Композитор НИКОЛАЙ ХРУСТ, исполняет Евгений Субботин (скрипка)
Пьеса «Маленькое сотворение мира. Katjas gesang» для скрипки соло и электронной импровизации была написана в 2013 году специально для скрипачки Екатерины Фомицкой и ей же посвящена, но в дальнейшем особую трактовку сочинение получило в исполнении Евгения Субботина на концертах МАСМ. Почти параллельно пьесе создавалась звуковая мистерия «Сотворение мира», и некоторые идеи давно задуманного сочинения для скрипки соло были отражены в этой композиции. Так эти два произведения композитора оказались связанными между собой. «Важная для меня "системная" музыкальная идея – детали определяют целое, микроуровень влияет на макроуровень, в малом содержится большое, – рассказал композитор. – Разница в деталях, ведущая к большим изменениям – именно это мне захотелось воплотить в пьесе, в частности, в ее звуковысотной и тембровой стороне. Кроме того, здесь звуки постоянно мутируют друг в друга, соединяются, порождая новые звуки, подобно молекулам сложных веществ – как в партии скрипки, так и между скрипкой и электроникой. Таким образом происходит "маленькое сотворение звукового мира"».
Clicktrack
для бас-кларнета, фонограммы и электроники (2013)

Композитор АЛЕКСЕЙ НАДЖАРОВ, исполняет Олег Танцов (бас-кларнет)
«Clicktrack» для бас-кларнета, фонограммы и электроники (2013) отражает исследования композитора в области природы звука, взаимодействия электронного и акустического материала, новых принципов развития и изложения музыкальной ткани. Click track – термин, обозначающий специальную фонограмму, которую слышит только исполнитель и которая предназначена исключительно для решения технической задачи: синхронизации игры на инструменте с электроникой и мультимедиа. По словам автора, «общая идея пьесы – некое искаженное, "ошибочное" пространство, когда различные составляющие музыкальной ткани меняются местами». Пьеса состоит из множества небольших фрагментов, в каждом из которых используется один тип движения или материала – исполнитель волен сам выбрать последовательность кратких «частей» между закрепленными первым и последним эпизодами. При этом композитором заложена возможность «ошибки» – в определенных местах исполнитель может инициировать внезапное появление музыки из следующего фрагмента. Зависят от исполнителя и другие элементы музыкального языка – в большинстве случаев автор указывает, каким способом извлечь тот или иной звук, но его конкретную высоту выбирает сам музыкант. Наконец, исполнитель решает, как взаимодействовать с микрофонами, усиливающими звук и обрабатывающими его с помощью определенных эффектов. Возникающая в результате игра тембровых красок, динамических контрастов, ритмических и интонационных мотивов создает изменчивый и в тоже время оригинальный профиль этой пьесы.
Аура
для кларнета соло (2012)

Композитор ВЕРА ИВАНОВА, исполняет Олег Танцов (кларнет)
«Аура» для кларнета соло (2012) благодаря использованию современных исполнительских техник, имитирующих человеческое дыхание, создается ощущение осязаемости невидимой ауры.

Название произведения отсылает к нескольким толкованиям понятия «аура»: нечто, изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа.
Лебяжий пух. Восточные линзы
для контрабасовой флейты и электроники (2013)

Композитор ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ, исполняет Иван Бушуев (флейта)
«Лебяжий пух. Восточные линзы» был написан в 2013 году для ансамбля «КонтраТрио» в рамках проекта, посвященного юбилею «Истории солдата» Стравинского, что отразилось в вольном цитировании начала «Марша солдата» в пьесе.

По словам композитора, он «представил себе трио не как совместный ансамбль, а кактри сольные партии, которые играются (текут, подобно трем рекам) параллельно друг другу. Что происходит в таком случае? Партии могут сойтись только в одной точке,где определено, что они пересекаются (например, в самом начале, если они запускаются совместно). А дальше их соединение подвержено горизонтальной алеаторике: каждая партия состоит из вполне конкретных гармонических оборотов, а их наложение – сиюминутный узор, мелодический и гармонический калейдоскоп, который с очень высокой вероятностью не повторится в любой следующий раз. Возможны, например, своеобразные каденции, когда один голос чуть дольше задерживается на месте, а в двух других происходит краткое разрешение интервалов. Или случайно возникающие моменты общей остановки движения. Или выключение (пауза) двух инструментов и солирование третьего на звуковом материале, который не был заранее для этого запланирован. Сумма всех возможных вариантов, вся разность "рельефов" – и есть форма этой вещи». Для проекта Sound Review («Звуковой обзор») была записана версия сочинения для контрабасовой флейты и электроники.
sentimento... – СODA
для фортепиано соло (1997/2001)

Композитор АНТОН САФРОНОВ, исполняет Михаил Дубов (фортепиано)
Произведение памяти Эдисона Денисова для фортепиано соло (1997/2001) – эпитафия, написанная к годовщине смерти учителя (позже была сделана новая редакция сочинения). Сочинение строится на контрастном чередовании пяти разных темпов в диапазоне от умеренно подвижного до крайне медленного. «В этой пьесе я хотел выразить ощущение незримого присутствия смерти, чувство прощания и неизбежного конца, – рассказал композитор. – Речь, обращенная в опустевшее пространство, к безвозвратно ушедшему человеку. Сдержанное послесловие (CODA) после переживания чувств (sentimento). И – тишина...»
Marsyas
для флейты соло (2010)

Композитор АЛЕКСЕЙ СЫСОЕВ, исполняет Иван Бушуев (флейта)
Пьеса «Marsyas» была написана для флейтистки Марины Рубинштейн в 2010 году, премьера состоялась в том же году на фестивале «Другое пространство». Сочинение отличается технической сложностью, которая приумножается за счет использования современных исполнительских техник. «Традиционная техника игры на флейте здесь разбивается на простейшие составляющие (артикуляция губ, дыхания, движения пальцев), которые не совпадают друг с другом, – пояснил композитор. – Отсюда запись на двух, а то и трех системах. Это можно назвать главной технической идеей пьесы. Музыкант вынужден как будто впервые учиться играть на инструменте. Позже, работая над кандидатской диссертацией, я нашел похожие приемы в музыке английского импровизационного саксофониста Эвана Паркера и назвал это "мультитехникой" (расслоение традиционной техники на базовые составляющие и наложение их друг на друга)».
Musica Sacra II: Danse macabre (Ac (chord) archeology)
для фортепиано и электроники (2013)

Композитор ОЛЬГА БОЧИХИНА, исполняет Мария Садурдинова (фортепиано)
Musica Sacra II: Danse macabre (Ac (chord) archeology) для фортепиано с электроникой (памяти Августы) – вторая пьеса из цикла Musica Sacra, написанная в 2013 году по заказу ансамбля Inverspace (Швейцария). В некотором смысле, эта пьеса – скорее ситуация, материализовавшаяся в той степени, в которой позволили это сделать «инструментальные механизмы». Как поясняет сама композитор, «макабр – это образ утраченных связей. Этот образ – о расставании души с телом в прямом или в символическом понимании. Как будто следствие потеряло причину, так же как тело потеряло дух. Как будто звуковая материя осталась без памяти о своем инструменте, без своей телесности. Как будто приведенные в движение вибрации утратили память о своих струнах, струны утратили память о молоточках, молоточки о клавишах, клавиши о пальцах.

В качестве высотного материала был выбран аккорд, в котором количество звуков зависит от того, сколько пальцев одновременно участвуют в нажатии (максимально 10). Аккорды сгенерированы поведением курсора, как бы "пробегающего" по траурным лентам. Аккорд = chord, то есть часть согласия (ac(chord)), которое в самом широком смысле является гармонией. Гармония есть восстановление связей – жест + прикосновение + удар + вибрация. Ac (chord) archeology – это долгий поиск обратного (инструментального и метафорического) пути "домой"».
Пространство выставки
При поддержке
Экскурсии
В галерее-мастерской ГРАУНД Солянка проводятся экскурсии по всем текущим выставкам.

Для этого не требуется дополнительной записи. Просто приходите в галерею за 10 минут до начала одного из четырёх вечерних сеансов и покупайте единый входной билет.
Длительность экскурсии — 45 минут
Сеансы вечерних экскурсий ежедневно для вас проводят:
Никита Сафонов
Маргарита Мироненко
Лида Кринова