Космическая музыка III

Концерт SA))
15 ИЮНЯ 2022
19:00 (МСК)
1000
о концерте
Вы удивитесь, но в космосе не то что музыки, там вообще нет никаких звуков — отсутствие кислорода делает распространение звука невозможным. Даже сильнейшие галактические взрывы происходят в полной тишине. И тем не менее, композиторов и музыкантов много лет завораживает тема «музыки космоса». Происходит это по разным причинам. Так, в пятидесятые годы человек устремляет свою мысль в космос, как можно дальше от пережитого ужаса и травм войны. Поэты, художники, композиторы — люди, создающие новое, ищут альтернативу цепочке событий, вследствие которых стало возможным свершившееся. Электронная музыка и есть это «новое». Некоторые композиторы провозглашают точку разрыва с прошлым: к примеру, наиболее известный деятель немецкой электронной музыки К. Штокхаузен объявляет конец всех пережитых эпох — «Час ноль». Слушая его музыкальные произведения, многие утверждали, что испытывают чувство полёта, или находятся в космосе или в каком-то фантастическом нереальном мире.
Во второй половине двадцатого века идея космических путешествий популяризируется многочисленными журналами, передачами, кинолентами. Однако, сама идея покорения космоса дихотомична — мечты о новом мире на практике служат цели разработки и наращивания нового вооружения. В массовом сознании опасность, заложенная в покорении космоса, выворачивается наизнанку — трансформируясь в ощущение угрозы инопланетных вторжений из необъяснимого другого мира, извне. С одной стороны, космос это воплощение порядка и гармонии, с другой — угрозы и диссонанса.

Синтезированный звук, практически сразу после своего появления, стал ассоциироваться с чем-то «вне человеческим», «внеземным». Последующий кинематограф только закрепил эту связь. Первые электронные саундтреки появились в научно-фантастических фильмах «День, когда земля остановилась» (1951 г.) и «Запретная Планета» (1956 г.). Позже разработкой «космического звукового языка» занимаются такие композиторы, как Жан-Мишель Жар, Дидье Маруани и представители Берлинской школы электронной музыки (Tangerine Dream и Клаус Шульце, Cluster, Cann). Они во многом опираются на музыку минималистов и европейских авангардистов второй волны. В основе серии концертов «Космическая музыка» лежит попытка расширить этот язык.

Противопоставление гармонии и диссонанса — основная тема известного манифеста авангарда «Свободное искусство как основа жизни» Николая Кульбина (1866-1917). Примечательно, что под гармонией Кульбин понимает покой и смерть, под диссонансом — действие и жизнь. Он говорит: «Новые возможности скрыты в самих источниках искусства — в природе. Мы — малые органы живой земли, клетки её тела. Прислушиваемся к её симфониям, составляющим часть общего космического концерта. Это — музыка природы, натуральная, свободная музыка».

На третьем концерте из серии «Космическая музыка», наряду с электронными, впервые будут использованы акустические инструменты — фортепиано и кларнет, а также — голос. Симбиотическое сплетение акустики и голоса с электроникой создаёт новые спектральные сочетания, звуковые массивы и эволюционирующие звуковые петли. С помощью этих средств музыканты выражают своё критическое восприятие мира. Цель проекта «Космическая музыка» — в открытии новых звуковых пространств, иммерсивных по отношению к слуху и находящихся в синестезии с демонстрируемыми во время концерта визуальными образами.
SA))
SA))
SA))
SA))
УЧАСТНИКИ