МР: Какой идеальный результат, как вы предполагаете, может быть достигнут за эти длинные, но на самом деле очень короткие три месяца? Велик ли шанс, что у слушателей произойдет эстетический взрыв или сдвиг в сознании?
АС: Ну, на самом-то деле мы и рассчитываем на эстетический сдвиг-взрыв в сознании. Очень хочется, чтобы это произошло, и я надеюсь, что это случится. Это очень важно даже для моего ощущения педагогической деятельности. В моем понимании очень важно настолько расшевелить человека, чтобы он изменился. Чтобы в итоге мы стали своего рода музыкальными друзьями.
ВГ: Очень хочется этого поворота сознания в мышлении, расширения границ и контекста участника. И я открою один секрет небольшой, как этого добиться со стороны участника, что надо делать: я предлагаю человеку, который поступает (не важно, на композицию или импровизацию) для себя очень конкретно сформулировать запрос свой — что он хочет получить от этих курсов, от нас с Алексеем, какие знания. И на этот запрос можно «насаживать» все знания, все умения, открытия, которые он будет получать. Все это позволит действительно за очень короткое время поработать со всем большим опытом, который будет получен, и новой информацией.
МР: Я думаю, многие помнят исполнение «Рондо» Георгия Дорохова в Мутаборе в 2019 году — потрясающий концерт большого шумового оркестра, когда к участию были приглашены практически любые желающие, и многие были совсем не музыкантами, и за несколько репетиций было создано что-то невероятное. А какой большой импровизационный или композиторский проект за последнее время, в котором вы участвовали или были зрителем, вам запомнился больше всего?
ВГ: В композиторской моей практике мой последний проект, который я делал с не музыкантами-участниками — это было на фестивале «Выкса / Арт-Овраг» год назад, где горожане стали участниками такого большого созданного хора, и задачей композитора было написать, учитывая их уровень, а именно не музыкантский, аматорский уровень, довольно сложную партитуру. Эти схемы являются вполне рабочими, это подтверждает и Гошин (Георгия Дорохова, ред.) опыт создания такой схемы, куда может очень быстро влиться не музыкант и проделать большой довольно путь. Я бы это расценивал как некую начальную ступень — об этом мы тоже будет говорить на нашем курсе, но все же больше мы постараемся пойти и в более узкие профессиональные разговоры, и это действительно будет такой точкой отсчета.
АС: Я думаю, что во многом смысл наших курсов и моего направления в том, чтобы нам всем немного отойти от этой инклюзивности и стать всем более профессиональными. Поэтому очень важен и какой-то начальный профессиональный уровень, и отношение студентов к этому, и, соответственно, мое отношение. В этом нет ничего плохого — в профессионализме, поэтому я добиваюсь этого и жажду более серьезного и глубокого, отношения к нашему искусству.
МР: Ну и последний вопрос — о месте действия. Почему такие курсы вы проводите в галерее современного искусства? Не в «Артемьев-центре», например, и не в любом другом зале, больше связанном с музыкальной образовательной деятельностью?
АС: Просто это очень хорошее место, где нас любят, и мы любим в ответ тех людей, которые нас приглашают, поэтому нам очень приятно быть в галерее ГРАУНД Солянка, преподавать там, и чувствовать себя как дома.
ВГ: Добавлю, что ГРАУНД Солянка и Катя Бочавар систематически поддерживают музыкальные проекты, это нами очень чувствуется, это очень важно, и стоит сказать, что многие реально музыкальные места, которые этим должны вроде бы заниматься, делают гораздо меньше и гораздо менее систематично. Поэтому довольно логично, что ГРАУНД Солянка воспринимается уже как музыкальное место, хотя это действительно вроде как галерея. Так что вот такой необычный случай.
В этом необычном случае мы и ждем ваши заявки — может статься, что именно вы станете одним из 12-ти музыкальных друзей Владимира Горлинского и Алексея Сысоева и счастливыми обладателями эстетического сдвига в сознании. Заявки на участие можно
подать здесь.