Концерт пианиста Германа Мархасина и сопрано Ольги Семенищевой — нестрогие вариации на рождественские темы: ночь, праздник, волшебство, детство, игры и игрушки. Программу концерта обрамляют известные французские песни: «Рождество» и «Ноктюрн» Габриэля Форе и «Рождество игрушек» Мориса Равеля. Однако детство не всегда безоблачно, январские ночи длинные и тёмные, а чудеса в эти ночи бывают разные. Вслед за лиричным французским ноктюрном звучат жестокие ноктюрны итальянские, а в «Трёх детских сценках» Александра Мосолова, кроме угрозы проткнуть злого кота иголкой, слышен почти современный вопрос: «Няня, няня, что мы будем делать, когда настанет летняя пора? У тебя нет сабли и лопатки, у меня нет даже и волчка!». Да и музыка с названием «детская» не всегда адресована детям, о чём напоминает современный немецкий композитор Хельмут Лахенман.
Пьесы, вошедшие в программу, исполняются не так уж часто и ещё реже встречаются в одном концерте. Большинство из них — классические сочинения ХХ века, демонстрация богатых и разнообразных возможностей фортепиано, которые давно не ограничиваются игрой на клавишах. У Джона Кейджа рояль становится ударным инструментом. А при игре на струнах у Джорджа Крама рояль отзывается всем корпусом. Продолжением инструмента становится тело пианиста, и само понятие «фортепианная игра» получает иной объём: цикл Юрия Красавина на старинный лад называется багателями, но гораздо ближе к молодому жанру инструментального театра. В небольшой вокальный театр приглашает сопрано Ольги Семенищевой — голос певицы прозвучит в цикле Мосолова и пьесах Кейджа. Последние формально не относятся ни к одной из названных тем, в них нет намёков на детство или Рождество (даже напротив, в названии одной из песен фигурируют вёсны). Но сам кейджевский взгляд на природу музыки и слушания сродни тому, как ребёнок воспринимает окружающий звуковой мир и как встраивает себя в него. Откройте уши, и всё станет музыкой: именно Кейдж придумал для своих студентов новогоднее поздравление «Happy new ears!»
Герман Мархасин — лауреат всероссийских и международных конкурсов, один из кураторов и исполнителей циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре. Ольга Семенищева — солистка Урал Оперы, приглашённая солистка Большого театра России.
Авторы программы:
Богдан Королёк и Герман Мархасин.