Ночь после
Рождества

12 ЯНВАРЯ 2023
20:00 (МСК)
1000
Концерт фортепианной музыки с вокалом.
Продолжительность: 90 мин.
Два отделения с антрактом.
О концерте
Концерт пианиста Германа Мархасина и сопрано Ольги Семенищевой — нестрогие вариации на рождественские темы: ночь, праздник, волшебство, детство, игры и игрушки. Программу концерта обрамляют известные французские песни: «Рождество» и «Ноктюрн» Габриэля Форе и «Рождество игрушек» Мориса Равеля. Однако детство не всегда безоблачно, январские ночи длинные и тёмные, а чудеса в эти ночи бывают разные. Вслед за лиричным французским ноктюрном звучат жестокие ноктюрны итальянские, а в «Трёх детских сценках» Александра Мосолова, кроме угрозы проткнуть злого кота иголкой, слышен почти современный вопрос: «Няня, няня, что мы будем делать, когда настанет летняя пора? У тебя нет сабли и лопатки, у меня нет даже и волчка!». Да и музыка с названием «детская» не всегда адресована детям, о чём напоминает современный немецкий композитор Хельмут Лахенман.

Пьесы, вошедшие в программу, исполняются не так уж часто и ещё реже встречаются в одном концерте. Большинство из них — классические сочинения ХХ века, демонстрация богатых и разнообразных возможностей фортепиано, которые давно не ограничиваются игрой на клавишах. У Джона Кейджа рояль становится ударным инструментом. А при игре на струнах у Джорджа Крама рояль отзывается всем корпусом. Продолжением инструмента становится тело пианиста, и само понятие «фортепианная игра» получает иной объём: цикл Юрия Красавина на старинный лад называется багателями, но гораздо ближе к молодому жанру инструментального театра. В небольшой вокальный театр приглашает сопрано Ольги Семенищевой — голос певицы прозвучит в цикле Мосолова и пьесах Кейджа. Последние формально не относятся ни к одной из названных тем, в них нет намёков на детство или Рождество (даже напротив, в названии одной из песен фигурируют вёсны). Но сам кейджевский взгляд на природу музыки и слушания сродни тому, как ребёнок воспринимает окружающий звуковой мир и как встраивает себя в него. Откройте уши, и всё станет музыкой: именно Кейдж придумал для своих студентов новогоднее поздравление «Happy new ears!»

Герман Мархасин — лауреат всероссийских и международных конкурсов, один из кураторов и исполнителей циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре. Ольга Семенищева — солистка Урал Оперы, приглашённая солистка Большого театра России.

Авторы программы:
Богдан Королёк и Герман Мархасин.

ПРОГРАММА

Две песни для голоса и фортепиано, ор. 43
1. Рождество, текст Виктора Вильдера
2. Ноктюрн, текст Огюста де Вилье де Лиль-Адана
Маленькая сюита на Рождество для фортепиано
Три детских сценки для голоса и фортепиано, ор. 21, слова автора
Детские игры для фортепиано
Девять багателей для фортепиано
Чудесная вдова восемнадцати вёсен для голоса и фортепиано, JC. 53
Nowth Upon Nacht для голоса и фортепиано, JC. 251
на тексты Джеймса Джойса из романа На помине Финнеганов
«Пианино» для детского голоса и фортепиано
Опыт №2 для голоса без аккомпанемента, JC. 96, текст Эдварда Эстлина Каммингса
Рождество игрушек для сопрано и фортепиано, M.47, текст композитора
Габриэль Форе
Джордж Крам
Александр Мосолов
Хельмут Лахенман
Юрий Красавин
Джон Кейдж
Владимир Раннев
Морис Равель
Джон Кейдж
ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

УЧАСТНИКИ

  • Герман Мархасин
    Пианист
    Лауреат международных конкурсов. Куратор (совместно с Богданом Корольком) и исполнитель циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Репертуар циклов — классика ХХ века, сочинения современных композиторов и малоизвестные пьесы эпохи романтизма. Выпускник Уральской специальной музыкальной школы, ученик профессора Алексея Букреева.

    В 2017—2022гг. приглашённый солист оркестра и концертмейстер театра «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге. Исполнял сценические партии в «Волшебной флейте» Моцарта и первой постановке «Пахиты» Красавина, участник российских премьер «Трёх сестёр» Этвёша и «Любви издалека» Саариахо. В качестве солиста исполнил «Карнавал животных» Сен-Санса с оркестром «Солисты Москвы» (дирижер Юрий Башмет, 2018 г.).

    Лауреат и дипломант состязаний, таких как «Дельфийские игры России», международные конкурсы «Браво!» (Несебр, Болгария), Klavissimo! (Екатеринбург), имени Марии Юдиной (Петербург). В дуэте с пианисткой Полиной Карелиной — победитель конкурса имени Юдиной и международного конкурса имени С.И. Савшинского (Санкт-Петербург), дипломант международного конкурса пианистов имени Станислава Нейгауза (Челябинск).

  • Ольга Семенищева
    Сопрано
    Окончила Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по специальности «академическое пение», класс народной артистки СССР Веры Баевой, и аспирантуру консерватории.

    Солистка Урал Оперы в Екатеринбурге с 2011 года. Приглашённая солистка Большого театра России с 2017. Партии в репертуаре: Деспина («Так поступают все»), Памина («Волшебная флейта»), Розина, Сюзанна, Барбарина («Свадьба Фигаро»), Микаэла («Кармен»), Дездемона («Отелло»), Джильда («Риголетто»), Мюзетта («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»), Марфа («Царская невеста»), заглавные партии в «Лючии ди Ламмермур», «Снегурочке», «Русалке».

    Участница первых российских постановок «Пассажирки» Вайнберга, «Греческих пассионов» Мартину, «Трёх сестёр» Этвёша, исполнила вокальную партию в первой постановке балета «Снежная королева» Васильева.

    Даёт сольные концерты в Свердловской филармонии, екатеринбургском «Театре романса», участвует в программах Камерного театра Екатеринбурга «Февральская революция 17-го», «Сонеты Шекспира». Выходила на сцену Свердловского театра драмы в музыкальной сказке «Соловей» Андерсена. Приглашённая солистка оперной студии Уральской государственной консерватории имени Мусоргского.

    Лауреат всероссийских и дипломант международных конкурсов.
  • Германн Фидлер
    Пианист
    Студент Уральской специальной музыкальной школы, ученик Наталии Голдобиной. Выступал в Свердловской филармонии. Постоянный исполнитель циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Участник мастер-классов Бориса Березовского, Александра Мндоянца, Дениса Бурштейна и других.

КУРАТОР ПРОГРАММЫ

  • Богдан Королёк
    Куратор, помощник руководителя балета и редактор Урал Оперы с 2016

    Окончил Красноярский хореографический колледж, Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургский государственный университет. Работал артистом балета в театре оперы и балета Петербургской консерватории, затем редактором издательского отдела Мариинского театра.

    Сценарист балетов «Приказ короля» и «Конёк-горбунок» (с хореографом Славой Самодуровым, Урал Опера) и «Путеводителя по балету» в Пермской опере. Автор циклов «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» (с Германом Мархасиным) и цикла «Музыка трудных времен» в Ельцин Центре (г. Екатеринбург).

    Соавтор антологии «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (М.: Новое литературное обозрение, 2014–2016 гг.). Автор публикаций в научных журналах, периодике, изданиях Большого и Мариинского театров.