Время перемен

Концерт ансамбля N'Caged в рамках 3-го фестиваля современной академической музыки а капелла «До и После »
9 июля 2024
О КОНЦЕРТЕ

Трудно переоценить роль квартета N’Caged в становлении фестиваля «До и после» — фестиваль новой академической музыки а капелла сформировался благодаря Арине Зверевой, руководителю ансамбля, и его участникам. В этом году ГРАУНД остается верен своим традициям, организуя сольный концерт ансамбля, с которого всё начиналось. Слушателей ждет захватывающая программа — в исполнении N’Caged прозвучат произведения трех композиторов — Ольги Раевой, Владимира Горлинского, Станислава Фролова.

«Цикл "Русские стихи" — это подарок Ольги Раевой нашему ансамблю, — рассказывает Арина Зверева о выборе произведений. — Мы его очень полюбили, исполняли несколько раз на разных площадках и знаем, что слушатели его очень ждут. Continental decide Станислав Фролов написал для нас к юбилейному концерту, который прошел в декабре 2023 года в Электротеатре Станиславский. Это тонкая партитура, в которой прочувствован каждый такт, каждый прием и каждая нота. На фестивале мы будем петь произведение во второй раз. "Арии цветов" Володя Горлинский написал для аудиоспектакля "Снежная королева". С Володей нас связывает многолетняя творческая и человеческая дружба. Мы очень любим Володину музыку и почти всегда включаем в свои концертные программы».

«Я будто искала опору, и каждый из поэтов протянул мне руку, — рассказывает Ольга Раева. — Это можно сравнить с тем, как на иконах изображается рука с небес, которая вытаскивает человека из бездны, в которой он оказался беспомощным». «Русские стихи» Ольги Раевой объединили тексты восьми поэтов: философа и странствующего православного поэта XVIII века Григория Сковороды; поэтов XIX века — А.С. Пушкина, А.К. Толстого и А.Н. Некрасова; поэтов XX века — Марии Петровых, Всеволода Некрасова, Александра Кушнера и Нины Искренко. От партесного концерта, гетерофонного «народного» пения и русского романса к советской песни и музыкальному театру 1980-1990-х годов — каждая часть цикла Ольги Раевой диктует собственный жанр в соответствии с заданной темой и ритмом текста.


Владимир Горлинский так описывает свое произведение: «”Арии цветов” — вокальный цикл из аудиоспектакля “Снежная королева” по Гансу Христиану Андерсену (реж. Ника Вашакидзе). Это, возможно, наиболее трогательный и психоделический момент всей истории: Герда попадает в сад старушки- колдуньи и забывает о Кае, о своем пути. Необычные цветы из сада поют ей свои арии, каждая из которых — осколок какой-то далекой судьбы, совершенно невероятной истории. В них слышится своя боль, отчаяние, но сам этот момент — отстраненность цветов, их “глухота” к истории Герды — создает особенную интонацию всего цикла. Я мог бы назвать ее “песней

глухих”».


Пьеса Станислава Фролова Continental Divide написана на текст американского поэта Дугласа Пауэлла. В своих текстах Пауэлл сочетает актуальные разговорные выражения с высоким романтизмом 19-го века. «Вслед за поэтом я иду туда, куда большинство современных художников идти боится: в человеческое, в хаос, называемый любовью, глубоко, беззастенчиво и без оглядки назад, — рассказывает композитор. — Я пытаюсь отразить внутренний мир человека, переживающего насилие, любовь к другому и принятие смертности этой любви, метафорой которой служит непрестанное таяние ледников».

ИСПОЛНИТЕЛИ
ПРОГРАММА

«Русские стихи», 8 пьес на стихи русских поэтов для квартета

a капелла

— Ольга Раева

«Арии цветов» из аудиоспектакля «Снежная королева» — «Огненная лилия», «Вьюнок», «Гиацинты», «Подснежник», «Одуванчик», «Нарцисс»

— Владимир Горлинский
Continental Divide
— Станислав Фролов
О ФЕСТИВАЛЕ
В 2024 году ГРАУНД Солянка проводит 3-й ежегодный фестиваль «До и после» — единственный в стране фестиваль, объединивший современную академическую музыку и жанр а капелла. Первый фестиваль прошел в мае 2022 года, моментально став значимым событием в мире современной академической музыки.
С каждым годом мероприятие растет и видоизменяется, дополняя к программе что-то свое, уникальное. Расширения фестиваля 2024 года происходят в направлении перформативных и интерактивных практик — новая программа включает выступления иммерсивного импровизационного проекта «Хор исполнения желаний», коллаборацию вокального Трио Noēsis и Фестиваля Context. Diana Vishneva, а также мастер-класс караоке, основанный на современной академической музыке. Посетителей ждут выступления признанного квартета а капелла N'Caged совместно с ансамблем молодых исполнителей De Karburetors.

Также в рамках «До и после» во второй раз проходит образовательный практикум «Голос как Инструмент». Как он сложился? Одновременно с популярностью программа 1-го фестиваля «До и после» выявила проблематику в сфере обучения вокальному искусству. В программы российских музыкальных институций по инструментарию не входит один из важнейших инструментов — голос. Практикум восполняет этот существенный пробел. На занятиях молодые композиторы и исполнители учатся понимать и успешно работать со спецификой написания произведений для вокала, и как результат, — создают полноценные, профессионально написанные музыкальные произведения. Сочинения 2024 года, написанные в рамках 2-го композиторского практикума «Голос как инструмент», станут частью программы, своего рода отчетом на заключительном концерте фестиваля — премьеры работ исполнят ансамбли а капелла N'Caged и De Karburetors.