Читать_

Грибы Солянки

Есть ли у грибов глаза, может ли мухомор быть символом уюта, чему людям стоило бы поучиться у грибов и даже у мальчика-грибочка — читайте в рубрике ГРАУНД Выбор — Грибы Солянки.

Тысяча рукопожатий Сергея Катрана

Чему мы как социум можем научиться у грибов? Если задать этот вопрос микологу, он, возможно, начнет рассказывать о подземной жизни грибниц — о том, как они пронизывают почву, объединяясь в сети и создавая гигантский «коллективный разум» из миллионов и миллионов тонких нитей мицелия. Это не только пример удивительной самоорганизации, но и метафора, которую активно используют художники.

Художник Сергей Катран — биолог по образованию. Свою серию работ «Тысяча рукопожатий» он посвятил грибам. В ней Катран перенес грибную метафору на художественную среду. Его грибы из глины сделаны как слепки рукопожатия — одного из главных символов сотрудничества, взаимопомощи и горизонтальных связей. На ножке каждого гриба буквально отпечатано «приветствие» автора, которое, попадая в руки к другому человеку, становится средством коммуникации. Фигурок грибов, как следует из названия, ровно тысяча. Каждый гриб индивидуален и пронумерован, но все они связаны, словно невидимым мицелием, идеей равенства и свободы, художественной децентрализации и отсутствия иерархий. Так художник подчеркивает сходство — желаемое или действительное — между явлениями природными и социальными.

Глаза под ногами Даши Зиборовой

Антрополог Анна Левенхаупт Цзин в книге «Гриб на краю света» рассказывает историю удивительных грибов мацутакэ, которые могут расти в самых неподходящих условиях. Они появляются на безжизненных постиндустриальных ландшафтах, в вырубленных лесах, на пустошах и даже на территориях, затронутых чудовищными техногенными катастрофами. Мацутакэ как будто существуют в некой утопической фантазии, где нет экологической деградации и человек не отчуждается от природы, а наоборот, живет с ней в гармонии.

В работах художницы Даши Зиборовой грибы тоже прорастают в похожей иллюзорной реальности. В серии «Хроники забытых войн» художница показывает, как разворачивается битва природы с результатами губительной человеческой деятельности, а в более широком смысле — со всем антиприродным, что есть в человеке, в том числе жестокостью и насилием. В серии «Глаза под ногами» грибы переплетаются с глазами — символом озарения, мудрости, разума.

Супер гриб Анны Диал

Грибы — довольно древний образ в искусстве: на скалах их рисовали много тысяч лет до нашей эры. Героиня Анны Диал Super Womxn вдохновлена еще более древними палеолитическими Венерами, но ищет ответы на самые современные и актуальные вопросы — феминизма и гендерного равенства, экологии, любви к себе и принятия себя.

Ироничную эко-активистку Super Wxman художница придумала в 2016 году. Она использовала этот образ в комиксах и мультипликации, делала на его основе авторскую керамику. Героиня Super Wxman оказывается в разных жизненных ситуациях (иногда забавных, а иногда, наоборот, очень серьезных), реагирует на современную повестку, рассказывает, как сделать этот мир хотя бы чуточку лучше, и ломает стереотипы.

«Супер гриб» выполнен в единственном экземпляре и показывает встречу Super Wxman с мухомором — грибом красивым и притягательно ярким. При этом мухомор — это гриб еще и демонизированный, а значит, суперженщина, идущая наперекор чужим мнениям, обязана была встретиться именно с ним.

Лесные зрители Георгия Острецова

Если долго гулять по лесу, может показаться, что за вами кто-то наблюдает, хотя вокруг никого, кроме деревьев, нет. Значит ли это, что наблюдают сами деревья? Ученые уже годами ломают копья вокруг новомодной нейробиологии растений, обсуждая способность деревьев общаться и чувствовать. Под другим углом духовную сущность леса исследует известный художник Георгий Острецов в своем проекте «Лесные зрители».

Вооружившись карандашом, Острецов с документальной точностью изображает ветви деревьев, корешки, коряги и трутовые грибы, которые на них прорастают. Графика, на которой можно в мельчайших деталях разглядеть все лесные изгибы, переплетения и трещинки, напоминает самые достоверные биологические рисунки — практически научные иллюстрации, только что без подписей. Если вы долго будете всматриваться в корягу, возможно, коряга тоже оживет и начнет всматриваться в вас. Каждая из лесных сущностей, как считает художник, индивидуальна, у каждой есть своя история, каждая из них — молчаливый лесной зритель.

Серия принтов с лесными зрителями была напечатана галереей-мастерской ГРАУНД Солянка к одноименной выставке Георгия Острецова — каждый экземпляр пронумерован и подписан автором. Также в продаже имеются уникальные рамы, сделанные художником специально для этой выставки.

Рюмка-мухомор В.Е.М.

В старой кулинарной книге, которая встречалась еще на советских кухнях, можно найти блюдо под названием «Мухоморы». Его делают из яиц как раз в форме этих ярких, но опасных грибов. «Мухоморы-яйца — красиво оформленные, привлекают внимание, их едят с аппетитом», — убеждает автор поваренной книги.

Не уверены, что художник В.Е.М. знаком с таким блюдом, но его глиняная «Рюмка-мухомор» — это подставка именно под яйцо. Мухомор с выгнутой шляпкой, красной в белый горошек — настоящий символ кухонного уюта: сразу всплывают в памяти сервизы, чайники и винтажные банки для приправ и круп с этим родным паттерном.

«Я пробую новое для себя оборудование, материалы и техники. Рандомный результат всегда прекрасен, ведь случайности не случайны», — объясняет В.Е.М., который раньше работал геологом на поисках золота.

Мальчик-грибочек Сони Эппле

Мальчик-грибочек — это милый пупс в тельняшке из зина Сони Эппле «Любовь». Только на слух, возможно, он напоминает нам о коренастом и мужественном «мужичке-боровичке», но на самом деле совсем не похож на этого сказочного персонажа. И тем не менее в трогательных историях о мальчике-грибочке и девочке-яблочке можно найти большое мужество — оно заключается в умении строить отношения с любимыми, договариваться и вместе преодолевать жизненные трудности.

Соня Эппле — художница и иллюстратор. Она живет в Москве и учится на дизайнера в Полиграфическом институте. Ее зин «Любовь» выполнен в стилистике наивной детской книжки, хотя обращается к серьезным вопросам — любви, дружбы, взаимопонимания. Простая форма выбрана художницей не случайно — она помогает читателю сопереживать персонажам. А поводов сопереживать находится много: мальчику-грибочку и девочке-яблочку то и дело приходится совершать взрослые поступки и переступать через себя, жертвуя собственными интересами в пользу партнера. В конце концов, видно, как оба персонажа счастливы и весело проводят время вместе.

Помимо зина «Любовь» Соня Эппле выпустила еще две такие книжки — «Цирковые друзья» и «Федя с курицей». О последней мы рассказывали в нашей подборке, посвященной зверям.