Читать_
2023-03-31 15:41

Зверская тема

Кто неприятнее — лягушка или сложная работа, почему Большая Медведица никогда не заходит за горизонт, а черная кошка никогда не перебежит дорогу (спойлер — потому что она — брошь). В рубрике ГРАУНД ВыборЗвери Солянки.
1. Полярный Медведь Андрея Бартенева
Белые керамические медведи ручной работы Андрея Бартенева одеты в остроумные костюмы их создателя и смотрят на северное сияние множеством широко открытых глаз. «Снегурочка русского перформанса» и всемирно-известный мастер инсталляции родился в суровом Норильске, где даже в мае может быть минус 25, и все детство создавал из снега целые миры. В пять лет он побывал в мини-зоопарке детского профилактория, где проживали северный олень, обезьянка и полярный медведь, который произвел ошеломительное впечатление на будущего художника.

С тех пор Бартенев создал множество разных работ, но не забыл своего детского восторга. Каждый медвежонок в этой минималистичной поп-арт серии улыбается зрителю из снегов Крайнего Севера в надежде вызвать ответную улыбку и доказывает, что жизнь может быть и под сугробами. А самый большой полярный медведь, созданный художником — деревянный медведь Гриша ростом 5 метров и весом 1,5 тонны был установлен на фестивале паблик арта ЧӦ у Ельцин Центра в Екатеринбурге.

Медвежата Андрея Бартенева милы и безобидны, но в природе белый или полярный медведь, которого также называют нануком, умкой или морским медведем (лат. Ursus maritimus) — второй по величине сухопутный хищник планеты после гребнистого крокодила. Численность популяции белых медведей в России оценивается в 5—6 тысяч особей, он занесен в Международную Красную книгу и в Красную Книгу России, охота на него полностью запрещена. Зато не запрещена охота иметь полярного медведя Андрея Бартенева!

Две роскошные керамические «палеолитические Венеры» Анны Диал указывают нам на беспомощного дельфина, выброшенного на поверхность морской пещеры. Скульптура сделана вручную в единственном экземпляре. К сожалению, морские млекопитающие выбрасываются на берег не в единственном экземпляре, а достаточно регулярно — часто из-за поражения слухового аппарата: они могут быть оглушены в результате сейсморазведки, проведения военно-морских учений или подводными акустическими системами военных кораблей; также известны случаи, когда дельфины выбрасывались на берег из-за жары или изменения направления движения рыб в результате климатических изменений.

Не знаем, была ли свидетельницей таких ужасов сама художница — ведь Анна Диал родилась на Камчатке. Художница сосредотачивает свою практику на проблемах экологии, гендерного равенства, месте человека в мире и его влиянии на глобальные процессы. Получив образование архитектора, Анна занимается видео-артом, анимацией, живописью, керамикой и является основательницей микро-издательства. В 2016 году она придумала сквозного феминистического персонажа Super Womxn — супер-женщину, эко-активистку, рефлексирующую на актуальную повестку. «Дельфин над пещерой» создан по мотивам проекта Super Womxn, которая появляется в большинстве работ художницы.

3. Лягушка Анастасии Мостицкой
Дизайнер Анастасия Мостицкая, возможно, как никто другой знает: если вы хотите что-то изменить в жизни — заведите лягушку, если не живую, то хотя бы наклейку. Лягушка — существо, почитаемое во многих культурах: в Древнем Египте лягушек мумифицировали вместе с умершими членами царствующей семьи и жрецами, так как они считались символом воскрешения; в Китае лягушка символизирует принцип инь, лунное начало, бессмертие, богатство и долголетие; в Японии это символ удачи, в славянской мифологии — плодородия; в русской сказке о Царевне-лягушке этот образ связан с внутренней трансформацией героя под воздействием любви.

При этом лягушка часто ассоциируется у нас с чем-то неприятным, к чему не хочется прикасаться. А что может быть неприятнее, чем сложная работа? Поэтому специалисты по тайм-менеджменту вспоминают Марка Твена и рекомендуют находить самую большую и неприятную «лягушку» — то есть самую крупную и сложную задачу — и съедать ее в первую очередь, постепенно превращая ежедневное «поедание лягушек» в полезную и приятную привычку.

Синдромом лягушки в кипятке называют состояние человека, когда он живет в неблагоприятных, постоянно ухудшающихся условиях и, игнорируя проблему, ничего не делает, чтобы что-то изменить. Это связано с распространенным мифом: если кинуть лягушку в кастрюлю с горячей водой, то она немедленно выпрыгнет, а если посадить в холодную воду и постепенно подогревать, то она будет постепенно привыкать к изменениям и в итоге сварится живьем. Современные ученые считают, что все как раз наоборот, и если лягушку подогревать постепенно, то в какой-то момент вода станет для нее нестерпимо горячей, и она выпрыгнет. Чтобы не стать такой лягушкой в кипятке, важно научиться замечать дискомфортные ощущения и вовремя реагировать на них, пока не стало слишком поздно.
4. Медведицы Юлии Бориссовой
Callisto — серия коллажей Юлии Бориссовой. Женщины тут превращаются в медведиц, возвращая легенду о Каллисто, ставшей жертвой насилия, ревности и мести, в наши дни. Существует несколько версий мифа. По самой ранней версии Гессиода, в дочь царя Аркадии Ликаона и спутницу богини охоты Артемиды — Каллисто, что на греческом означает «прекраснейшая», влюбился Зевс и насильно овладел ею. Разгневанная за нарушение обета целомудрия Артемида превратила Каллисто (хотя в чем она-то провинилась?!) — в медведицу, и та в образе зверя родила сына Аркада — впоследствии легендарного царя Аркадии. Мать с ребенком нашли пастухи и привели их к Ликаону — мальчик остался у деда, а Каллисто выпустили на волю. Прошли, конечно же, годы, — и во время охоты Аркад увидел медведицу, собираясь застрелить ее из лука. Но Зевс не допустил гибели своей бывшей возлюбленной от руки сына и вознес ее на небо в виде созвездия Большой Медведицы. Разгневанная Гера запретила Тефиде и Океану принимать Каллисто: вот почему, согласно мифу, Большая Медведица никогда не заходит за горизонт.

5. Федя с курицей Сони Эппле
Постоянный участник ГРАУНД Зин Феста иллюстратор Соня Эппле учится на дизайнера в Полиграфическом институте и создает простые и трогательные истории для детей и взрослых о самом важном на свете — дружбе, любви и заботе. Соня успела выпустить уже три книжки: «Федя», «Любовь» и «Цирковые друзья».

Открытка «Федя с курицей» — имидж из первой книги художницы, рассказывающей историю о дружбе маленькой белой курочки и мальчика Феди. Начинается книга так: «Однажды утром мама родила мальчика Федю, а мама-курица снесла яичко. Федя рос, и курочка росла. В один теплый день они встретились и сразу же стали лучшими друзьями». Федя и курочка все делали вместе — читали, размышляли, вместе обедали (Федя ел брокколи), купались, гуляли под дождиком, спали, а когда Федя болел, курочке не разрешали приходить к нему, и он грустил. Над кроваткой маленького Феди всегда висит портрет любимой курочки, которая стоит на одинокой планете как другой известный персонаж — лисенок из «Маленького Принца» Антуана Де Сент-Экзюпери. И это не удивительно, ведь Федя и курочка Маша тоже вместе изучают мир и поддерживают друг друга. А une petite poule blanche — маленькая белая курочка — также является любимым персонажем детских книг французских писателей.

6. Мурка Марины Колдобской
Брошь «Мурку» можно носить на пиджаке или рубашке, не боясь кому-то перебежать дорогу. В экспрессивных животных Марины Колдобской — кошках, мышках, быках, обезьянах, пантерах, оленях и псах — люди узнают себя. Говорят, один коллекционер повесил работу художницы у себя в офисе как предупреждение, чтобы иногда смотреть на нее и напоминать себе: «Не делай так, а то будешь мышкой! Не делай так, а то станешь противной кошкой!»

Марину Колдобскую — художницу, критика, куратора, поэта, журналиста и даже директора музея современного искусства в прошлом — интересует стержень в характере человека, она уверена, что мы — люди — внутри остаемся животными, от которых нас отделяет только одна оболочка культуры и цивилизации. Люди и животные играют в одни и те же игры: ищут добычу, спасаются, предупреждают, преследуют, радуются, убивают, погибают. И мы, и они — одновременно хищники и потенциальные жертвы, поверженные быки и торжествующие леопарды.

Каждая кошка художницы — кошка только отчасти, одновременно она является символом наших скрытых или явных желаний и реакций. Вот эта взъерошенная черная кошка, кажется, готова оказать сопротивление, но пока только предупреждает об опасности.



А мы предупреждаем вас о полной безопасности. Наши звери ждут вас семь дней в неделю с 12:00 до 22:00 по адресу — ул. Солянка, д. ½, стр. 2.