Вдох-выдох

Выставка Михаила Рубанкова
4.04 – 21.05.2023
12:00 – 22:00
300
Человеческое тело устроено так, что мы не обращаем внимания на дыхание. Равно как и на многое из того, что окружает нас в повседневности, часто превращая жизненный путь в зону транзита. Транзитная зона это не место, но состояние. Оно может быть расслабленным, как зал ожидания в аэропорту, где сидишь с чувством выполненного долга, или нервным, как пешеходный переход, где все торопятся, потому что от этого вроде как что-то зависит. Внутреннее состояние, соединяющее пункт А с пунктом Б. Портал между Входом и Выходом или Вдохом и Выдохом — как в центральной работе персональной выставки Михаила Рубанкова. Преувеличенная в размерах лампа-таблетка, из тех, что обычно светятся над запасным выходом общественных помещений на случай срочной эвакуации, — медленно вращающийся световой указатель, символ спасения, на одной стороне которого написано «Вдох», а на другой «Выдох». Вдох—Выдох—Вдох—Выдох — ритм вращения напоминает дыхательные медитативные практики, методику работы с тревожными состояниями, с той только разницей, что объект Михаила Рубанкова, наоборот, такое состояние вызывает.
Как и другие объекты транзитной зоны «Вдоха-выдоха» — двери, которые никуда не ведут, лифтовые кабины, на которых невозможно уехать, кнопки, нажимать на которые абсолютно бесполезно; как табличка на вырванной из контекста панели — обращение к жителям дома в случае неисправности «обращаться к диспетчеру, для чего нажав и отпустив кнопку, ждите ответа». Какую кнопку, ответа чего. Инсталляции Михаила Рубанкова будто продолжение эпопеи «Человека, который улетел в космос из своей квартиры» — зона, где тот приземлился, прихватив с собой выдернутые из подъезда и смысла артефакты.
Исследуя феномен границы «как зоны между объектом и фоном, различными социальными статусами, сознанием и самосознанием», художник продолжает традиции Коллективных Действий: «Свою художественную практику группа КД выстраивает как трансгрессивную, то есть такую, которая построена на пересечении границы между смыслом и бессмысленным. Однако, если своими действиями КД порождали в зрителе эффект непонимания, шока, разрыва шаблона, я стремлюсь погрузить зрителя в состояние unheimelich, “жуткого”, которое зарождается при встрече с двойником, собственным отражением в сумеречной зоне перехода».
В своих работах Михаил Рубанков, несомненно, толкает зрителя к переживанию, тревожному состоянию, к аффекту, но делает это с юмором — как в семейных портретах, нарисованных будто детской рукой на старых обоях, где головы папы или мамы заканчиваются электрическими розетками с не подключенными штепселями — символический портрет оторванности от реалий, непонимания, транзитной зоны, застрять в которой можно не только, и скорее, не во внешнем, но в мире внутреннем.

Транзитные зоны не-места: аэропорты, супермаркеты, лифты отелей — насыщены собственными саундтреками. Изначально термин «меблировочная музыка» (фр. musique d’ameublement) был придуман французским композитором Эриком Сати. Но здесь, где от лифта осталась только дверь, а подъезд лишь декорация подъезда, аудио-сопровождение саунд-дизайнера Антона Мизерова к расслаблению musique d’ameublement не располагает, но прочно склеивает визуальные формы в монолит тотальной инсталляции.

Развивая эстетические линии Московской концептуальной школы, в инсталляцию Рубанков добавляет трафаретное письмо, экспериментирует с цветовыми полями и типографикой. Как в работе «Это уже будущее или опять прошлое?» — стеной с нанесенным трафаретом вопросом, отметкой очередного этапа этого запутанного, даже не пути, а проживания сквозь толщу собственных тревожностей и непонимание своего местонахождения.
В своих работах Михаил Рубанков, несомненно, толкает зрителя к переживанию, тревожному состоянию, к аффекту, но делает это с юмором — как в семейных портретах, нарисованных будто детской рукой на старых обоях, где головы папы или мамы заканчиваются электрическими розетками с не подключенными штепселями — символический портрет оторванности от реалий, непонимания, транзитной зоны, застрять в которой можно не только, и скорее, не во внешнем, но в мире внутреннем.

Транзитные зоны не-места: аэропорты, супермаркеты, лифты отелей — насыщены собственными саундтреками. Изначально термин «меблировочная музыка» (фр. musique d’ameublement) был придуман французским композитором Эриком Сати. Но здесь, где от лифта осталась только дверь, а подъезд лишь декорация подъезда, аудио-сопровождение саунд-дизайнера Антона Мизерова к расслаблению musique d’ameublement не располагает, но прочно склеивает визуальные формы в монолит тотальной инсталляции.
Развивая эстетические линии Московской концептуальной школы, в инсталляцию Рубанков добавляет трафаретное письмо, экспериментирует с цветовыми полями и типографикой. Как в работе «Это уже будущее или опять прошлое?» — стеной с нанесенным трафаретом вопросом, отметкой очередного этапа этого запутанного, даже не пути, а проживания сквозь толщу собственных тревожностей и непонимание своего местонахождения.
Финисаж
Лайв-сет Electrounheimlich Михаила Рубанкова и Антона Мизерова
21 мая 20:00
Паблик-ток с участниками выставки «Вдох-выдох» — художником Михаилом Рубанковым, композитором Антоном Мизеровым и сокуратором Ильей Качаевым
21 мая, 19:00

Михаил Рубанков и Илья Качаев — художники-концептуалисты, Антон Мизеров — композитор и электронный музыкант. Илья, Михаил и Роман сотрудничают в рамках арт-группировки ПНИ. Антон и Михаил совместно работают над музыкальным проектом Electrounheimlich. В ходе дискуссии участники прокомментируют собственные художественные практики, расскажут о том, в каких неожиданных местах приходилось добывать семплы для аудиальной части проекта, поделятся опытом сотрудничества и творческими планами. В качестве модератора выступит куратор выставки Роман Шалганов.
Кураторская экскурсия
21 мая 18:00
Авторы
При содействии Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод
Лекции
Арина Атик

Транзитные зоны бытия: духовно-транспортная эстетика в акции «М» группы «Коллективные действия»

Эстетика и дискурсивное наполнение экспозиции «Вдох-выдох» имеет сильное сходство с акцией «М» третьего тома «Поездок за город». В этой акции КД сцепляют элементы духовно-транспортной и транспортно-бытовой эстетики, переводя эмблематику пути с уровня украшений на уровень самодостаточного предмета для созерцания, т.е. на уровень произведения искусства. По мотивам этой акции Андрей Монастырский написал текст «Перегоны и стоянки», в котором концептуализируется семантическое и бытийственное значение транспортной эстетики (эмблемы РЖД, авиалиний и т.д.), их воздействие на психику путешественника и связь этой «неуютной» эстетики с эмблематикой духовного пути, перегонов и стоянок духа. Проблематизируя связь транспортного и духовного дискурсов в контексте практики группы КД, Арина Атик представит разбор структурных составляющих акции «М» и сравнит работу с «транзитными зонами» в художественной практике КД и Михаила Рубанкова.
Яна Сидоркина
Галлюциноз как основа сообщества младоконцептуалистов

Что на самом деле объединяет художников младшего поколения московского концептуализма? Как эти авторы повлияли на общество и культуру последних 30-ти лет? Что было источником их вдохновения? Как связаны религия, первый в стране рейв, августовский путч и «Дом 2»? На эти и другие вопросы ответит Яна Сидоркина, создатель и администратор телеграм-канала «ты сегодня такой пепперштейн» и исследователь творчества группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» и других младоконцептуалистов.

Роман Шалганов

Художественная практика Михаила Рубанкова: опыт феноменологической

интерпретации

Сокуратор выставки Михаила Рубанкова «Вдох-выдох» Роман Шалганов расскажет о теоретическом инструментарии, который использовался при подготовке экспозиции. Поле демонстрации и поле экспозиции, глаз, взгляд и хиазм, жуткое (unheimelich) и дизайн-код подъезда — нарративы, которые планируется развернуть в беседе.

Основываясь на классических концепциях феноменологического направления европейской философской мысли Шалганов проинтерпретирует представленные на выставке работы, наметив тем самым совокупность произведенных ими в поле искусства теоретических эффектов.