«Что делать?» Суммарный ответ на вечный вопрос — это, конечно, понимать и создавать условия и формы для новой счастливой жизни. Для этого участникам студии ДЭЗ №5 было предложено «определить важное, сделать его понятным и видимым — действенным».
Павел Зимин «Мириться». Макет работы
ПРИ/ВЛЕКИ, ОТ/ЫЩИ, ОТ/КАЖИСЬ, НА/БЕРИ,
О/ЦЕНИ, ПРИ/СНИ, ПРЕД/СТАВЬ, У/ВИДЬ,
ВЫ/ЛЕПИ, У/СЛЫШЬ, О/ДАРИ, С/БЕРЕГИ,
ДО/ГОНИ, ЗА/МИРИСЬ, ПРЕ/О/ДОЛЕЙ,
ВЫ/СВЕТИ, ЗА/ЧИСТЬ, ИЗ/БЕГИ, ЗА/ПОМНИ,
У/КРОЙ, ПРИ/ЧЕШИ, ПО/ЗНАЙ, С/ВЯЖИ.
Как строилась работа в студии? Каждый участник должен был определить, что для него в системе соотношений социального и личного является самым важным и ценным, затем выразить свои мысли в глаголах первого склонения или инфинитива и, наконец, воплотить в своих произведениях — объектах, скульптурах, инсталляциях. Постепенно выбранные художниками глаголы приобрели «терапевтически-повелительное» наклонение.
ПРИ/ВЛЕКИ, ОТ/ЫЩИ,
ОТ/КАЖИСЬ, НА/БЕРИ,
О/ЦЕНИ, ПРИ/СНИ,
ПРЕД/СТАВЬ, У/ВИДЬ,
ВЫ/ЛЕПИ, У/СЛЫШЬ,
О/ДАРИ, С/БЕРЕГИ,
ДО/ГОНИ, ЗА/МИРИСЬ,
ПРЕ/О/ДОЛЕЙ,
ВЫ/СВЕТИ, ЗА/ЧИСТЬ,
ИЗ/БЕГИ, ЗА/ПОМНИ,
У/КРОЙ, ПРИ/ЧЕШИ,
ПО/ЗНАЙ, С/ВЯЖИ.
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» в разные времена прочитывался политически, полемически, утопически. Он и сейчас «недопрочтён» и недорасшифрован. Наша выставка также открыта множеству интерпретаций. Теперь ее разделы обозначаются множеством неоднозначных глаголов: