Читать

Невидимое искусство группы ПНИ

Проем 3,86 м, Иван Хрящиков. Из проекта «Координаты»

Название группы ПНИ — не существительное множественного числа и не глагол в повелительном наклонении. Это аббревиатура. 2023-й год галерея-мастерская ГРАУНД Солянка назвала годом сообществ, и мы попросили Романа Шалганова подробнее рассказать о художественном сообществе ПНИ. Роман является участником группы и сокуратором выставки-интервенции «Вдох-Выдох», проходящей сейчас в ГРАУНД Солянке.

ПНИ расшифровывается как «Практика Нонспектакулярного Искусства», то есть искусства невидимого или стремящегося к невидимости. Группа основана 12 июня 2022 года студентами института «БАЗА» и приглашенными художниками. Причиной образования группы стало желание преодолеть иерархию институциональной системы, создав горизонтальную структуру производства искусства, свободную от многоэтапного процесса согласований и цензуры. Если в 2000-е годы это направление было оппозицией логике блокбастерных проектов, то сегодня нонспектакулярность является шифром, с помощью которого можно говорить, обходя надзорный орган больших систем.
Сомнение в подлинности природного, Илья Качаев

Метод ПНИ — это метод «келейных выставок», основной характеристикой которого является внедрение в институцию, не производящее острый аффект или провокацию, но симулирующее элементы официального языка. Этот эффект достигается с помощью апроприации визуального кода и способов коммуникации, крепко ассоциирующихся с репрезентацией институции, в которую группа внедряется. Тем самым зритель вводится в заблуждение, в состоянии которого ему не сразу удается распознать, кто стоит за выставленным искусством, а зачастую даже обнаружить это искусство.

Первым примером осуществления такого подхода на практике стала подпольная выставка в ГЭС-2 «Настройки 2.2». Интервенция проходила параллельно официальной программе Дома Культуры, интегрируясь как в отдельные произведения, экспонируемые на тот момент в залах институции, так и в визуальные коды репрезентации учреждения. Проект охватывал все пространство здания: работы художников врезались в углы парковки, разрастались на территории заднего двора и прятались в вентиляции. При этом художественное вторжение в отлаженные структуры ГЭС-2 было обнаружено и ликвидировано администрацией лишь спустя 4 дня, когда в СМИ появились первые публикации о несогласованном событии. Нетипичная продолжительность интервенции была достигнута благодаря проработке буклетов, ориентирующих посетителей по текущей выставке. Репродуцировав дизайн, тон, плотность бумаги и интегрировав «подделки» в стопку с оригинальными путеводителями, удалось добиться параноидального эффекта, когда зритель точно не знает легитимно высказывание им увиденное или нет.
Каталог выставки, мимикрирующий под айдентику институции

Участники группы представили серию работ в нонспектакулярном духе. К примеру, черная точка на березе в роще или развоплощенная — у которой как бы нет собственного «тела», — скульптура, представленная четырьмя осколками силикатного кирпича по углам помещения парковки; записка, спрятанная в сейфе; невидимые кости (в вентиляционной напольной решетке было спрятано несколько рисунков костей), поднимающиеся вместе с восходящим потоком воздуха из решетки под ногами входящих и т.д. Некоторые работы взаимодействовали с работами из основной экспозиции ГЭС-2, являясь их продолжением за границы холста. Серия интервенций объединялась в каталоге-буклете, оформленном в соответствии с бренд-буком институции. В нем перечислялись и описывались все работы, разбросанные по пространству ГЭС-2.

В целом нонспектакулярное искусство тяготеет к саботажу классических репрезентационных стратегий. Ему свойственна тенденция к разрушению привычных отношений между работой и окружающим ее миром. Этот саботаж осуществляется через низведение к минимуму эстетической, внешней стороны работы. Материальная сторона работы, конкретные объекты, которые производят и прячут в выставочном пространстве художники, становятся своеобразными точками опоры нематериальной, концептуальной их стороны. Произведение искусства скрывается от требовательного взгляда зрителя, проблематизируя скрытые механизмы выставочного пространства.

Так, в рамках своего следующего проекта под названием «Координаты» участники группы прячут свои работы на территории ЦСИ «Винзавод». Большая часть из них представляет собой бесконечные серии указаний — наклейки с данными о высоте потолка, два, почти идентичных, плана эвакуации. Не прячется в неприметных местах, но мимикрирует под окружающую обстановку парковочное место для инопланетян.
UFO-навигация, парковка, Михаил Рубанков

В третьем проекте участников группы — «Вдох-выдох», нонспектакулярные интервенции становятся запланированной сознательно оборотной стороной экспозиции. Серия инвентарных номеров превращает странные элементы пространства – ниши, выпуклости на стенах, обрезок трубы под потолком – в нонспектакулярные объекты. Все номера сходятся в «Ведомости нонспектакулярных объектов», которая располагается в неприметном месте слева от входа.
Работа Михаила Рубанкова, выставка «Вдох-выдох»

В общем замысле выставки-интервенции выполняют роль «смещающего» приема— они призваны нарушить монолитность того аудиовизуального полотна, в которое погружается зритель по мере продвижения по пространству. Эта операция отсылает к театральной теории Брехта в анализе Луи Альтюссера, в котором таким «смещениям» уделяется большое внимание. По версии Брехта, для того, чтобы стать жизнью, искусству необходимо обнажить свою иллюзорную природу. Это обнажение может быть совершено через ряд приемов, которые нарушают стандартную последовательность элементов зрелища, — к примеру, переместив кульминацию за пределы повествования. В случае «Вдоха-Выдоха» роль такого приема выполняет серия нонспектакулярных интервенций.

Как уже говорилось выше, основным художественным приемом, свойственным работам участников группы, является интервенция. В своей собственной художественной практике участники также нередко прибегают к этому приему. Так, например, в середине марта текущего года Илья Качаев (сокуратор выставки «Вдох-Выдох») произвел интервенцию в пространство выставки «12 магических историй в подземелье» группы «Малышки 18:22», проходившей в музее «Гараж», а в конце того же месяца мы с Михаилом Рубанковым осуществили от имени группы интервенцию в пространство галереи M.A.R.S.H. в арт-центре Cube.Moscow.
Пространственная партитура, Тина Шибалова

Одна из основателей группы — Тина Шибалова, выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские», Института современного искусства «База» и режиссерского факультета Высшей школы сценических искусств К.А. Райкина. Художница занимается видео-артом и перформансом, работая, при этом, в нонспектакулярной эстетике. К примеру, инсталляция «Эпилог», показанная на выставке «2.5» проекта НИША. Работа представляет собой две параллельные друг другу плоскости — незагрунтованный холст и строительная сетка — которые, визуально накладываясь друг на друга, создают эффект ряби. В возникающем над их поверхностями тяжелом для взгляда облаке прячется единственная точка их соприкосновения — незаметный стежок. Так, маленькая деталь прячется в белом шуме визуального эффекта.

Помимо Ильи Качаева, Тины Шибаловой, Михаила Рубанкова и меня в состав группы входит также Иван Хрящиков. Ему принадлежит развоплощенная скульптура в «Настройках 2.2». В центре его художественной практики помещается нематериальный объект, который Хрящиков стремится репрезентировать средствами нонспектакулярного искусства. Его работы, по большей части, состоят из нематериальных систем отношений, как, например, работа с выставки «2.3» проекта НИША, которая представляет собой нематериальную точку, экспонированную в центре масс краски, нанесенной на стены.
Работа Ивана Хрящиков, выставка «2.3» проекта НИША

Упомянутыми авторами группа, конечно, не ограничивается — в нее также входят Полина Абина, Наталья Горбунова, Кирилл Ермолин-Луговской, Кристина Рамли, Андрей Ишонин и Ия Богомолова. К слову, работы Полины выставлены здесь же, в рамках выставки «Не-место», а ближайшая выставка с участием всех ПНЕЙ запланирована в Зверев-Центре в конце сентября.

Для того, чтобы подробнее узнать о нонспектакулярном искусстве и текущей выставке в ГРАУНД Солянке приходите на мою лекцию «Художественная практика Михаила Рубанкова: опыт феноменологической интерпретации» 17 мая в 19:00.