Читать

Откуда взялась загадочная щель на Солянке?

В пространстве ГРАУНД Солянки «Между» проходит выставка художника Гриши JOY «Надвое». Мы поговорили с автором о том, что можно разглядеть через разрыв в реальности, как сделать архитектуру своим творческим напарником и зачем понадобилось спасать старую дверь.

Гриша JOY

Роман Курашов: Гриша, как давно ты дружишь с Солянкой?

Гриша JOY: С 2021 года я часто ходил в Солянку на программу по наброскам «Партитура движения» и на художественные выставки.

РК: Твой проект называется «Надвое». Откуда такое название?

ГJ: Идея выставки родилась в диалогах с Романом Шалгановым — философом, мастером слова, куратором пространства «Между». Мы знакомы несколько лет. Я зову его пить чай и узнать его мнение, когда у меня появляются новые работы. Ему понравилась серия «Щель» (Slit 1-Slit 4), что и послужило предложением к выставке.

Название «Надвое» схватывает суть моих работ под очень широким углом. Нам важно было указать на возможность посредством искусства увидеть трещину, разрыв реального. Через этот разрыв мы можем указать на нематериальное в мире.

РК: Это не первая твоя персональная выставка? Как давно ты начал заниматься творчеством?

ГJ: В 2021 году мне захотелось активнее делиться своим видением, показывать свои работы. В 2022-м я поступил и учусь до конца 2024 года в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна. Моя первая персональная выставка прошла в 2022 году. Я учился на первом курсе, работал монтажником в галерее CUBE, где мы познакомились с Романом. Тогда у него был проект НИША, небольшое пространство — один на три метра, где он представил мою работу.
РК: Давай поговорим о главном образе выставки — «Щели». Как он возник и как развивался?

ГJ: Серии предшествовала картина, которая не вошла в экспозицию. Это крупнофоматная работа, на которой в центре черной поверхности находится разноцветная клиновидная полоса. В моем творчестве большую роль играет случайность. И в той работе, создав ее в начале как поле — солнечный зеленый луг, — я почувствовал необходимость усложнить этот образ посредством кадрирования, оставил видимой небольшую его часть. Вот так родилась «щель».

Продолжив работу над этим образом, я решил отказаться от яркости и сделал серию из нескольких работ с щелью, но уже с использованием черного и серого цвета. Увел их в минимализм.
РК: Так хочется, чтобы за щелью нас ждало что-то прекрасное, какой-нибудь райский сад…

ГJ: Я рассказал лишь одну из возможных историй, но уверяю, их у меня не одна и не две. В кураторском тексте можно найти иное прочтение. И у всех есть возможность личного мнения, интерпретации.

РК: Кстати, почему ты выбрал такой… воодушевляющий псевдоним — JOY?

ГJ: Мне нравится как звучит это слово — JOY, именно с английским акцентом. И его краткость.

РК: На выставке «щель» представлена в разных медиумах. Расскажи подробнее о твоих средствах коммуникации.

ГJ: Я взял в производство то, что любимо, знакомо, близко, и доступно.

Сначала я сделал картину, о которой уже рассказал, а позже я в ней увидел этот образ, который назвал «щель». И я начал обращать внимание на щели — везде, где они есть.

Например, инсталляция «Дверная щель». В моей мастерской такие же величественные двери. И эскиз для работы я сделал, сфотографировав вход в мастерскую. Несколько дней спустя я увидел, что в квартире соседнего подъезда делают ремонт, и специально зашел туда в поисках дверей. Мне очень повезло — там была такая же двустворчатая дверь, как у меня. Даже полный комплект — с коробкой и окошком над ней.

Дверная щель

РК: Ты сказал хозяевам, что хочешь забрать эту дверь, уведомил, что это теперь будет искусство?

ГJ: Собственно, хозяев там не было. Там были только рабочие, которые сносили всё старое — стены, потолки, полы. Снималось всё полностью до голой основы. Ни лепнины, ничего — выглядело просто как промышленное помещение, 200 голых квадратных метров. Поговорил с рабочими. Они сказали, что собираются двери распилить, как и всё остальное, чтобы удобнее было спускать, и если я заберу эти двери, то ради бога. Но дело в том, что каждая дверь весит килограмм по пятьдесят, может, даже больше. Один бы я их не дотащил. Мне повезло, что сосед был дома. Я его позвал, и мы аккуратно спустили двери с пятого этажа, а потом подняли ко мне в мастерскую на второй этаж. Так что, говорить про искусство не пришлось, рабочим было всё равно.

Затем я эти двери чуть-чуть обработал: подшлифовал, где-то покрыл лаком, чтобы не было пыли. И вот собрали мы их позже в эркере Солянки. Повезло, что эти двери оказались один в один как в моей мастерской — один дом, единый проект, поэтому так совпало.
РК: На выставке еще можно обнаружить «Кирпичную щель»…

ГJ: «Кирпичная щель» — это те же две вертикали и свет между ними. У меня особая любовь к кирпичам. Я всё время обращаю внимание на то, как они уложены: в кладках стен, арках зданий, на стройках и так далее.

Еще есть «замаскированные картины» — это достроенные фрагменты стен в нишах, которые заметит только предупрежденный зритель. Они мимикрировали под цвет и фактуру интерьера и тоже образуют щели — просто идеальные. Работы называются «Солянка. Пазл-1», «Солянка. Пазл-2».
РК: На твоей выставке архитектуру Солянки можно считать действующим лицом, которое помогает раскрывать образы.

ГJ: Это действительно так. Ведь четыре работы, которые я сделал в рамках подготовки к выставке, были задуманы как site-specific — это «Дверная щель» в эркере, «Щель 5» на выступе из стены, «Солянка. Пазл-1» и «Солянка. Пазл-2». Последние работают исключительно в этих нишах. Стены Солянки и эти вставки равноценно принимают участие в указании на образ щели.

Солянка. Пазл-1

Солянка. Пазл-2

РК: А как технически были реализованы эти «замаскированные картины»?

ГJ: Я буквально возвел недостающие части стены, выдержав необходимый мне зазор. А материалы и инструменты использовал те, что мне предоставили в мастерских Солянки.

РК: В кураторском тексте можно разглядеть некое противопоставление искусства и философии. Можно ли сказать, что твой проект — это своего рода критика философии?

ГJ: Наоборот, я вижу здесь взаимодействие философии и визуального образа. Они дополняют друг друга и одновременно вдохновляют друг друга на более глубокое восприятие и размышление.
РК: Гриша, а какое место в твоей выставке отведено зрителю? Какого зрителя ты ждешь?

ГJ: Очень хороший вопрос! С одной стороны, тут всё для зрителя, в буквальном и переносном смысле: каждая локация выставки, каждый спуск и подъем по лестнице открывает определенные ракурсы и сочетания работ в контексте исторического здания. И вот тут нужно немного замедлиться и присмотреться.

С другой стороны, есть пространство пустоты и неизвестности — в возможности трактовки увиденного. У работ нет подписей, и зритель, пользуясь текстом к выставке, как инструкцией, может самостоятельно осуществить это путешествие и попробовать найти то, что тут «спрятал» художник. Я наделяю свои работы свойством перемещать мысли зрителя туда, куда ему надо, и называю это «порталом для размышлений».
РК: Сложно ли вообще вызвать современного зрителя на диалог об искусстве, на размышления?

ГJ: У меня нет цели вызвать на диалог. Когда он случается буквально, то обычно мне очень скучно. Но я рад новым зрителям и приглашаю на мой сайт, где можно посмотреть мои работы, написать мне, если что-то заинтересует или появятся предложения, вопросы.

РК: Хорошо, а художнику, автору какое место на этой выставке отведено?

ГJ: Автор здесь везде, в каждой работе, если хотите. Но, если хочется побыть наедине, то меня там не окажется. Вот так.

А мы приглашаем вас туда, где автор будет присутствовать, — 4 декабря Гриша JOY представит перформанс с кирпичами, а 6 декабря пройдет экскурсия куратора Романа Шалганова по выставке. Не пропустите попасть в Щель — экспозиция работает до 10 декабря.