Читать

«Ласточка» со вкусом электродвигателя

«Ласточка» Евгения Климина


17 мая в ГРАУНД Солянке состоится вечер рободизайна, музыки и поэзии «Первые ласточки». Второй и очень заметной частью вечера станет выступление Молодежной поэтической студии «Центр Вознесенского» под руководством Екатерины Троепольской и Андрея Родионова под аккомпанемент уникального кинетехно синтезатора «Ласточка» Евгения Климина.

Композитор и кандидат искусствоведения Евгений Климин — автор системно-этнофонической сюиты Ethnophonic-System, музыки к фильмам «История планеты Земля: шкала времени», Bayushki, саунд-трека к балету Plumbum. Он больше известен как кампанолог (специалист по колоколам), в его активе более 40 научных публикаций о колоколах и экспериментальном современном искусстве. Прямо сейчас его «Ласточку» можно увидеть в ГРАУНД Солянке — инструмент собран из деталей разбитого автомобиля и электродвигателей, которые управляются электроникой. Мы поговорили с ним о намечающемся выступлении и об уникальности созданного им нового инструмента.
Евгений Климин

Марина Рагозина: Евгений, вы больше известны как специалист по акустике колоколов. Если же набрать вдруг в Гугле/Яндексе запрос КИНЕТЕХНО СИНТЕЗАТОР «ЛАСТОЧКА», то выпадет примерно ноль результатов, не считая упоминания объекта, который будет принимать участие в концерте 17-го мая в ГРАУНД Солянке. Это настолько уникальный инструмент?

Евгений Климин: Судя по реакции зрителей, вполне себе уникальный. Ни в Солянке, ни в Центре электроакустической музыки при Консерватории, ни в ГЭС-2, где я делал объект, ничего подобного явно не видели. Другое дело, что если чего-то не нашлось по первому запросу в поисковике, это значит, что плохо искал! Среди миллиардов, живущих и живших на Земле, кто-то наверняка делал нечто похожее, а уж если принимать во внимание инопланетные цивилизации и параллельные вселенные… Я могу лишь надеяться, что никто из землян не подаст на нарушение авторских прав.

МР: Вы его создали только что?

ЕК: Да. Можно сказать, что в Солянке был тест-драйв инструмента и в какой-то момент его надо будет вернуть в мастерскую на доработку. В конце марта инструмент заработал, я отснял демо-видео, а через два дня он уже стоял в Солянке.

МР: Создавали ли вы DIY-инструменты ( DIY (англ.)—сделай сам, ред.) раньше?

ЕК: Наверное, больше всего в жизни я люблю делать музыкальные инструменты. Мне приходилось делать и детскую дудочку из травинки и электро-арфу из арматурин и еще всякое разное.

МР: Как вы пришли к идее создания DIY-музыкального инструмента такой оригинальности, что собрали его из деталей битых автомобилей и электродвигателей?

ЕК: Я уже делал подобное год назад в ходе работы над музыкой к балету Plumbum в Челябинке. Режиссеру-хореографу Ярославу Францеву понравилась идея с двигателем, играющим мелодию. И он же захотел в рамках концепции спектакля объект из битых автомобилей. Так я сделал инсталляцию «Мельница». Она похожа на «Ласточку», но функционал гораздо беднее — один двигатель и одна мелодия. А у «Ласточки» — четыре двигателя, готовые сыграть все, что угодно.

МР: Почему «Ласточка» называется кинетехно инструментом?

ЕК: С одной стороны, это кинетическая скульптура. Есть такой жанр – кинетическое искусство, где арт-объекты так или иначе движутся. С другой стороны, это синтезатор, более всего пригодный для музыки в стиле техно. Кинетическое искусство + техно = кинетехно.

Зачем все это, если есть множество других музыкальных инструментов, отлично имитирующих самые разные звуки?

Во-первых, если речь идет о синтезаторах, то имитируют они не так уж отлично. Знаете, одно время продавались приторные такие цукаты, на которых было написано «ананас со вкусом дыни» или «папайя со вкусом киви». Так вот, если попытаешься сделать партию скрипки на синтезаторе, то в реале получишь что-то вроде фортепиано со вкусом скрипки. Тут технологиям звукового синтеза еще расти и расти, в космос с такими лететь как-то неловко.

Во-вторых, синтезаторы и саунд-дизайн — это область, где постоянно ищут новое звучание. И даже академические композиторы ищут, и находят! Недавно на концерте в Солянке меня поразил композитор Вадим Генин. Музыканты по его наущению делали со своими домрами что-то ужасное! Протягивали сквозь струны какую-то ленту, проводили по ним губкой… Игра на домре смычком на фоне этого выглядит банальностью. И это не просто ради акробатики — благодаря таким приемам рождался фантастический звуковой мир, действительно подобный космическому полету! Что до «Ласточки», то ее звуком я доволен. Такого больше нигде нет, и я жду не дождусь возможности приступить к работе над нашим совместным аудио-альбомом. Плюс еще одно. Очень много захватывающего в работе музыканта-электронщика запрятано в его компьютер. В итоге сведенный трек, который достается слушателю, можно сравнить со снежком на поверхности айсберга. А тут виден сам процесс рождения звука.
МР: Как работает «Ласточка»?

ЕК: Все слышали гудение электродвигателей. Иногда оно устанавливается на какой-то музыкальной ноте. Здесь двигатели управляются электроникой так, чтобы гудеть по тем нотам, которые нужны композитору.

МР: Почему такое название? Деревенская ласточка, кстати, совсем не соловей, она скорее пищит и потрескивает, хотя ритмический охват у нее довольно широкий.

ЕК: Инсталляция сделана из моей собственной машины, на которой я попал в ДТП. Ее мы ласково называли Ласточкой. И сейчас называем – она снова на ходу.

МР: Не думаете ли вы, что ваша «Ласточка» немножко бронепоезд?

ЕК: Знать такие времена. Приходится!

МР: Кто может играть на «Ласточке»? Кто угодно, или нужна какая-то подготовка?

ЕК: Реально кто угодно! Понятно, что чем лучше музыкальная подготовка, тем больше из «Ласточки» можно извлечь всякого разного. Но и без музыкального образования у людей получается!

МР: Какими экспериментами в создании DIY-инструментов вы вдохновлялись?

ЕК: Дмитрий Морозов aka ::vtol:: – мой кумир, мой недостижимый идеал!

МР: Какими экспериментами в звуке вы в принципе вдохновляетесь? Может быть, есть любимые композиторы?

ЕК: Младшего сына мы назвали в честь композитора Дьёрдя Лигети. Вообще-то в свидетельстве у него написано Георгий, и зовем мы его Гошкой, но в глубине своей сущности он – Дьёрдь!

МР: Давно ли вы сотрудничаете с Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и Молодежной поэтической студией при «Центре Вознесенского» соответственно?

ЕК: Я с ними неделю как познакомился.

МР: Как совмещается поэзия/песни и такой необычный инструмент?

ЕК: Меня настолько поразили молодые поэты, они все такие офигительные, что я как-то не особо думал о своей инсталляции. Наверное, сочетание получается странное и непонятное, но без инсталляции градус сюрреализма не сильно бы снизился.

Плюс я собрал для них компьютерную музыкальную примочку, позволяющую делать звуковой фон-текстуру из звуков, которые выбирают сами поэты. Это может быть собственно речь автора в микрофон, пение, игра на дудочке, шуршание обертки — что угодно. Сочетание того, что выбрали поэты, с их стихами, мне кажется весьма удачным.

МР: Репетировали ли вы, или все происходит экспромтом, и насколько «Ласточка» вообще инструмент, подходящий для регулярной, записанной, зафиксированной темы?

ЕК: Репетиция была. И единственное, что я понял на этой репетиции, что в итоге все равно будет сплошной экспромт. И откровенная музыкантская лажа с моей стороны тоже будет. И в этом случае она ничего не испортит, а скорее наоборот.

МР: Раскройте немного, что будет на концерте 17-го мая?

ЕК: Хорошая, сильная поэзия будет! Случалось, что после поэтических чтений видишь стихи автора где-нибудь в соцсетях и испытываешь некоторое разочарование. А здесь есть смысл посмотреть на авторов – они все шикарственные! – а потом прийти домой и спокойно почитать их стихи.


Ждем вас на концерте «Первые ласточки»!