ВГ: Значит, идея использования реле появилась после прочтения документов Сахарова?
НП: Да, это была композиторская идея о том, как реализовать рабочий кабинет учёного, как он должен функционировать, и при этом ещё и звучать.
ВГ: Что для тебя современный композитор сегодня? Отличается ли чем-то сегодняшний современный композитор от современного композитора, скажем, 2020 года?
НП: Ну, это очень маленький период. Во-первых, в 2020 году мог быть тот же самый современный композитор.(смех) У композитора появилась стена, появилась искусственная невозможность общения с коллегами, невозможность взаимодействия с музыкальными институциями, с которым была отлаженная связь, с которыми мы всегда находились в коллаборации, не только внутри нашей страны, но и по всему миру. Потому что то, чем мы занимаемся — это совершенно особая деятельность. Наш Центр это, по сути, один из двадцати центров во всём мире. И все эти центры, так или иначе, находились в коллаборации друг с другом, осуществляли совместные проекты и т.д.. Сейчас это невозможно, поэтому, отвечая на твой вопрос, — да, отличается, и музыка будет другой, и всё будет другое.
ВГ: А в Консерватории получается играть на выдуманных инструментах?
НП: Конечно. Это одна из наших целей — пробить некую брешь в Консерватории и показать, что существует ещё что-то. Двадцать четвертого октября у нас как раз будет следующий концерт в Рахманиновском зале. Мы заходим в классический зал и делаем там то, что мы делаем.
ВГ: А не в классическом зале, на Солянке, в рамках выставки, помимо инсталляций, будут концерты?
НП: Да, на Солянке будет три концерта, на которых мы покажем то, над чем мы работаем, как композиторы, то есть не в инсталляционной среде. Будет концерт из пьес композиторов-участников Лаборатории. Очень важно, что все участники концертов, в основном, композиторы Лаборатории, то есть это выставка композиторов. Там будут мультимедийные импровизационные сеты, в которых мы создаём музыку в реальном времени.
ВГ: Задача выставить композиторов довольно нестандартная. Вероятно, это и есть ваша цель — вывести композитора из зоны комфорта, заставить его проявить себя с помощью других художественных средств.
НП: Задача — раскрыть сегодняшние возможности композиторов. Композитор во все времена занимался тем, что что-то изобретал, вводил что-то новое. По сути, если бы ты спросила, чем сегодняшний композитор отличается от композитора не 2020 года, а, предположим, XIX века, то я бы сказал, что ничем. Просто у него есть новые возможности, с которыми он взаимодействует. И, к сожалению, у нас был невероятный всплеск этих новшеств в начале ХХ века, но потом всё это угасло и куда-то делось, и в традиции не осталось работы с тем, что породило электричество.
ВГ: Ты сталкиваешься с недопониманием? Когда тебе говорят, а что вы тут делаете, зачем всё это.
НП: В непрофессиональной среде, наоборот, всё это очень популярно и вызывает интерес. Любое созидание это всегда новый опыт и всё, что мы делаем, всегда привлекает внимание. Внутри академического сообщества мы, конечно же, сталкиваемся с противоречиями, непониманием, желанием этого не замечать. Но мы, со своей стороны, тоже решили не замечать этой реакции со стороны академического сообщества, потому что это вызывает только расстройство.
ВГ: Я слышала, ты недолюбливаешь Моцарта.
НП: Не знаю, откуда это. Такие высказывания могут звучать, но это, скорее, провокационная вещь. Речь идёт не о Моцарте конкретно, а вообще о какой-то любви и нелюбви в искусстве сегодня. Я прекрасно знаю, что делал Моцарт, я прекрасно знаю, что делал Гайдн, я прекрасно знаю весь композиторский путь к сегодняшнему дню. Просто вопрос любви здесь не может возникать, любви к чему-то. Либо ты это понимаешь и знаешь, либо ты не понимаешь ничего и любишь только Моцарта. Поэтому такой ответ я даю тем людям, которые… ну, по сути, чтоб от меня отстали и не задавали глупых вопросов. (общий смех) А ещё больше я не люблю Чайковского.
ВГ: На этой ноте, Моцарта или Гайдна, я от тебя отстаю…
Не пропустите!
ЛЕБЕДЬ СДОХ24 СЕНТЯБРЯ — 6 НОЯБРЯ 2022Выставка композиторов и медиахудожников — совместный проект Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) и галереи ГРАУНД Солянка при поддержке Союза композиторов России. Кураторы Катя Бочавар и Николай Попов.